Михаил Довженко: «Все новеллы объединены темой радио. Я двадцать лет работаю на радио, и мне очень оно нравится. Мне хочется о нём рассказывать. Об этом удивительном явлении нашей с вами жизни. И мне стало как-то обидно даже, что в 2015 году в нашей стране пропустили юбилей – 120 лет со дня изобретения радио нашим соотечественником Александром Поповым. Мне показалось, что такая дата должна быть отмечена в кино. И неважно, что фильм выйдет не в 2015 году. Ведь кино, снятое к 70-летию Победы, например, можно показывать и в 15-м и в 16-м году – главное, чтобы оно состоялось и было».

 

Если первая история – московская, то действие второй происходит в Риге. В Москве сняли только интерьер. Натуру будут снимать в Риге в сентябре. В главной роли – литовская актриса Северия Янушаускайте (фильмы «Звезда», «Два часа»). Ее партнером в Риге станет легендарный советский актер Ивар Калнынш.

 

Это – история настоящей любви. Умирающий муж пытается найти кого-нибудь вместо себя для своей любимой жены… «История грустная. Моя героиня знает, что обязательно потеряет любимого. Она грустит, но не может позволить себе стать амёбой. Она должна быть сильной. Но эта сила у героини как маска. Причем в фильме есть и комедийные сцены. И это очень интересно, потому что этот второй план – самый важный.

 

Что мне очень помогло, это то, что каждый раз, когда я приезжаю в Россию, на меня смотрят как на инопланетянку. У себя в Литве я, конечно, забываю об этом, потому что в Литве я могу свободно изъясняться на родном языке и выражать свои мысли. А здесь я вижу, что люди смотрят как-то по-другому на меня. И я понимаю, что здесь я кажусь странной. Я поняла, что могу как-то использовать это».

 

День первый

 

Съемки проходят в Центральном телеграфе. Снимают самое начало фильма и самый конец. Северия сидит за пультом вся в сером – на вешалке тоже серые вещи. Рядом с ней стоят шесть стаканов с водой, из которых она поочередно отпивает. Реквизитор подкрашивает горящее табло «ON AIR» красным цветом. В панорамные окна светит солнце и нагревает воздух, соперничая с софитами.

 

Михаил Довженко: «Наша главная героиня работает на радиостанции в Риге. Радиостанцию мы построили на Центральном телеграфе. За что спасибо его руководству, в частности,  генеральному директору Александру Снытко и всей его команде. Потому что нас принимают очень тепло, и мы очень им за это благодарны».

 

В сцене с Северией Янушаускайте задействован Константин Юшкевич, который буквально со съёмки отправился в аэропорт – на гастроли.

 

Также среди актерского состава – Алексей Макаров, Вячеслав Манучаров, Анна Чурина. На съемках картины «Пока нет» состоялся продюсерский дебют известной актрисы Екатерины Семеновой, которую Михаил пригласил в сопродюсеры, наряду с Денисом Филюковым. «Я очень люблю учиться, мне все интересно. Где-то год или два года назад я решила, что надо расширять профессиональные горизонты, и пробовать что-то новое, - говорит Екатерина. -  Я думала, не получить ли второе образование. Но один хороший продюсер мне сказал: «Ты уже настолько давно в кино, что тебе надо просто окунуться в процесс и учиться-учиться». А учиться надо на площадке, с нуля. И спасибо Мише, который поддержал мое желание стать продюсером. Этот проект – шикарная школа! Я поняла, что для меня – огромное удовольствие находиться на площадке. Быть не в кадре, а по другую сторону монитора. Я даже поняла, что с огромным удовольствием готова подавать артистам кофе. У нас случилась накладка с ассистентом по актёрам, и я с радостью носила делала им бутерброды». То, что в проекте все актеры снялись бесплатно, большая заслуга Екатерины.

 

Екатерина Семенова: «Я вообще люблю все Мишины проекты. Он талантливый, хорошо пишет, Боря классно снимает (оператор Борис Литовченко). И то, что я вижу, отвечает моему вкусу, взгляду и чувству юмора».

 

Алексей Макаров: «Для меня этот проект прежде всего интересен тем, что вся банда мне знакома – этих людей я знаю очень много лет. Я не стал вообще никаких лишних вопросов задавать, когда мне позвонили. Семенова сказала мне приехать к одиннадцати на площадку – я приехал. Я знал, что эти люди плохого не предложат, поэтому я здесь. С Михаилом мы общались на «Кинотавре» – он комментировал футбольный матч, а я валялся от смеха на траве. Меня на поле тогда не выпустили (не нашлось кроссовок 47-го размера) – я бегал по кромке вдоль поля. Поэтому, когда мне позвонили от Миши, ну чего раздумывать?! Миша чрезвычайно остроумный человек. Поработать с ним – за честь». 

 

Анна Чурина: «Мы артисты не гордые: просимся сами, работаем за еду. И за идею!»

Михаил Довженко: «…поэтому мы выбрали самый дорогой бар…»

Анна: «Да, костюм у меня от Дольче Габбано…»

Вячеслав Манучаров: «Я вообще снимаюсь в костюме оператора-постановщика!»

Михаил: «Да, как мы вчера шутили: товарищи, у нас сейчас обеденный перерыв, а те, кто работает за еду, могут получить зарплату».

 

День второй

 

В четверг – съёмка в баре Noor. Героиня попадает в клуб знакомств. Перед ней – калейдоскоп странных персонажей, которых играют: Алексей Макаров, Вячеслав Манучаров, Анна Чурина, оператор картины Борис Литовченко и известный радиоведущий «Серебряного дождя», коллега Михаила – Александр Бунин.

 

Очередной дубль. Режиссер, затаив дыхание, улыбается тому, что слышит в наушники и видит в кадре. После слова «снято» героиня эпизода Анна Чурина не может сдержать смех.

 

Юмора было достаточно на этих съемках. «Достаточно», потому что, по суеверному (или основанному на опыте) признанию Алексея Макарова, «на площадке можно хихикать, но чем больше на площадке смеха, тем потом результат плачевнее. И наоборот: на площадке гробовая тишина, а в зале потом народ ухахатывается. Даст Бог, у Миши все получится».

 

Алексей играет персонажа, которого бывшая девушка называла Лабром – считала, что он похож на лабрадора. Образ человека, как охарактеризовал его сам Алексей, «не от мира сего» дополнял леденец в форме сердца и смешная майка. «Я вам открою страшную тайну. Если в радиусе десяти километров от меня будет какой-нибудь фрик, алкоголик или бандит, то я встречусь с ним в течение приблизительно полутора минут – он обязательно выйдет на меня. С этим ничего поделать нельзя – с этим надо смириться. Меня в течение всей моей жизни абсолютно разные, не знакомые между собой люди – в течение всей жизни! – называют Андрей. Когда на улице кто-то кричит Андрей, я уже с готовностью поворачиваюсь, потому что я практически уверен – это зовут меня. Директор театра Моссовета Лев Федорович Лосев, упокой Господи его душу,  много-много лет назад, а я к тому времени в театре прослужил уже лет 6-7 – как-то встретил меня в коридоре и сказал задумчиво: «Андрей, зайди ко мне в дирекцию – поговорить надо». Тогда я смирился с именем Андрей…».

 

Такого же странного человека играет и Слава Манучаров. «Героиня знакомится с моим персонажем. И первое, что я ей говорю, это то, что я не люблю странных людей. Хотя, мой персонаж как раз очень странный. Я играю самого себя. Наверное потому, что режиссер и автор сценария Миша Довженко подумал, а кто у нас самый странный артист в молодежном кинематографе? Это Слава Манучаров. Кстати, мой герой ест апельсины. А ест он их потому, что когда-то давно я играл в «Ералаше», в истории с апельсинами. Миша специально придумал эпизод с апельсинами в своем фильме, чтобы сделать комплимент моей творческой биографии».

Анна Чурина играет лесбиянку: «Мужскую  часть харизмы мне включать легко, потому в Театре киноактера я играю в спектакле «Хаос. Женщины на грани нервного срыва» режиссера Йоэла Лехтонена, в котором я играю несколько ролей и в том числе – мужчину». Анна добавила, что  – ей очень приятно работать с Северией, в которую Анна влюбилась, когда увидела в фильме «Звезда».

 

Вячеслав и Анна признаются, что сами напросились на съемки к Михаилу после того, как увидели его фильм «Шредер». И действительно с удовольствием проводят этот день. Вячеслав: «Это -уникальная история, потому что в сейчас снимается мало фильмов со смыслом – полнометражное это кино, короткометражное или клиповое. В истории, которую снимает Миша, есть сценарий. В этой истории есть «о чем». Это самое важное сейчас в кинематографе. Потому что, как правило, есть даже «на что», есть с кем, есть «зачем» - а нет «о чем».

 

Северия Янушаускайте: «С Мишей работать хорошо, легко. Он очень искренний, очень добрый, по-настоящему чувствительный – ему важно, что он делает. И мне очень нравится, что он знает, чего хочет. Это сразу видно. И для актера это очень важно. Часто бывает - приходишь на площадку, а там - не важно как, не важно про что, главное, чтобы было красиво. Нет, у Миши есть тема, мысли, проблематика и глубина – вот это я сразу поняла и это мне очень нравится».

 

Александр Бунин: «Михаил очень внимателен к тем, с кем он работает – к их мнению, их идеям. Простой пример: у меня у самого за плечами сценарный факультет ВГИКа, и в данной ситуации, когда меня пригласили на площадку, я прекрасно понимал, что меня зовут реализовать конкретную задачу. Вот, господин актер, текст – прочитайте его с выражением на лице. Но Михаил, зная меня, мои способности, счел необходимым со мной посоветоваться и предложил подогнать этот образ, который он хочет видеть в фильме, непосредственно под меня. Вплоть до того, что я переписал свой текст по-другому. Потому что, с одной стороны, всегда удобнее тот текст, который ложится к тебе в рот. И, с другой, определенное знание темы, позволяло мне подобрать, более точные слова. И это – один из немногих случаев, когда режиссер не стал настаивать на своей режиссерской версии, и счел необходимым сделать так, как я предложил. Собственно, для любой кинематографической площадки это нехарактерно. Ведь главный всегда режиссер, а мнение остальных его мало волнует. Но Миша пошел на этот, я даже не назову это компромиссом– он пошел навстречу. Это говорит о том, что он не деспот, не тиран на площадке, и он не держится за свое мнение только потому, что это мнение режиссера – он идет навстречу тем людям, кто ему предлагает внести какие-то изменения. При этом он отлично знает, чего хочет».

 

Текст:Наталья Егорова

Фото: Стоян Васев
По материалам www.moviestart.ru