Милан

 

Самый короткий маршрут из предлагаемых навигаторами от Генуи до озера Комо – двести двадцать километров. Он пролегает в объезд Милана, что сокращает расстояние на сорок с небольшим километров. “Нормальные герои всегда идут в обход”, – вспоминается мультфильм из детства, но “это не наш путь”, – отвечают ему в советской комедии на автомобильную тему. Тем более, что лишние километры по ухоженным дорогам, с красивыми пейзажами – это удовольствие, а Милан - один из значимых, с всемирной известностью городов Италии.

Так, утром последнего воскресенья августа мы решили, что едем в Милан, а уже оттуда в ожидающий нас Grand Hotel Tremezzo на озере Комо. Отель Melia Genova нам определенно понравился, и в следующий приезд в Геную мы постараемся встретится с ним снова. Недолго отдохнув после плотного завтрака и неторопливо собравшись, мы потратили еще немного времени на решение вопроса с забытой мной в таверне Red Bricks трубкой и выехали в направлении Милана.

 

Одного дня, а скорее, нескольких часов, проведенных в Милане, мало, чтобы успеть ознакомиться со всеми достопримечательностями, но чтобы почуствовать энергию и атмосферу этого “города вдохновения”, достаточно.

Средоточие шедевров архитектуры во главе с Миланским собором (Duomo di Milano) – это площадь Дуомо (Piazza del Duomo). Эта соборная площадь прямоугольной формы была построена в 14 веке, но на протяжении семи веков ее облик несколько раз менялся. Сейчас это ансамбль зданий разных исторических эпох, расположившихся на площади в семнадцать тысяч квадратных метров и выстроенных в фукциональной зависимости от кафедрального собора Дуомо.

Четвертый по величине в Европе и второй в Италии, уступая только собору Святого Петра в Ватикане, собор Санта-Мария-Нашенте (Дуомо) является единственным готическим дворцом, построенном целиком из белого мрамора. Это грандиозное сооружение посвящено Рождеству Девы Марии. Высотой 157 метров, шириной более девяноста метров собор насчитывает более трех с половиной тысяч мраморных скульптур и горгон на фасадах, а также сотни шпилей, пенаклей и карнизов. Его строительство велось пять веков (с 1386 по 1965 годы), явив миру смешение архитектурных стилей, доминирующим из которых считают стиль “пламенеющей готики” - изобилие украшений и орнаментов в виде языков пламени. Зала внутри, вмещающая до 40 тысяч прихожан, украшена 50-ю колоннами, а гигантские витражи с изображением библейских сцен составлены из 3600 людских фигур. Главная реликвия собора – гвоздь, которым был прикован к кресту Исус Христос, спрятана от глаз и хранится высоко под куполом и только один раз в год, в сентябре, его показывают прихожанам. Этот день именуется Праздником Священного Гвоздя.

 

Соборная площадь окружена роскошными палаццо разных эпох: Королевский Дворец, Северный Дворец с его знаменитым крытым Пассажем – галереей Витторио Эмануэле II, вход в который украшен Триумфальной аркой, Палаццо Карминати и Палаццо Аренгарио, где расположен Музей Искусства ХХ века, Дворец дель Оролоджо на западной стороне площади. В центре площади, лицом к собору и с обращенным на вход в Пассаж взглядом, возведена конная статуя работы скульптора Эрколе Роза – пямятник Витторио Эмануэле II, первому королю объединенной Италии.

 

Все туристические маршруты экскурсий по Милану берут свое начало с площади собора Санта-Мария-Нашенте (Дуомо), поэтому и мы определили эту точку назначения в нашем навигаторе Garmin и, нажав «старт», через полтора часа дороги от Генуи были в Милане, вблизи соборной площади, удачно припарковав машину в конце улицы Via Pattari, прямо перед началом пешеходной зоны. Возможно, парковка там нерезидентам и запрещена, но мы не нашли запретов и штрафа под дворником по прошествии четырех часов. Оставив машину, мы влились в поток гуляющих этим воскресным днем, улыбающихся людей. Пройдя буквально сто метров и повернув направо, не доходя до заполненной до отказа гуляющими улицы Corso Vittorio EmanueleII, мы нашли приятную пиццерию для обеда - Ristorante Pizzeria Replay. Для ориентира: направо в арку между Barmadonnna и кафе VanillA, при входе массивная стойка с сенсорным экраном для пролистывания меню. Не стоит недоумевать: напечатанное меню вам принесут за стол. Мы очень вкусно и незатейливо поели: три пиццы, вода и aperolspritz (на prosecco) в больших «оранжевых» бокалах. Кальцоне с ветчиной была просто восхитительная. В следующий приезд в Милан я обязательно зайду сюда снова ради нее.

 

И вот теперь мы были полностью готовы к прогулке, в течение которой посмотрели все в районе соборной площади и на один - два квартала в удалении от нее.

Мы дошли до Миланского оперного театра La Scala, который на расстоянии представлялся мне более величественным за счет связанных с ним имен, а оказалось, что при ближайшем рассмотрении здание выглядит достаточно скромно. Но каково наполнение! И не только роскошь убранства, но и, главное, имена. Сцена Ла Скала помнит величайших певцов и дирижеров оркестров: Верди, Тосканини, Каллас, Карузо, Тебальди, Доминго, Шаляпина, Милашкину, первую советскую певицу выступившую здесь, и многих других, известных на весь мир. Стендаль и Байрон, будучи в Милане, конечно, врозь, старались проводить здесь каждый репертуарный вечер.

Рудольф Нуриев дебютировал в Ла Скала в 1965 году в балете “Ромео и Джульета”, исполнив партию Ромео, а в 1990 году закончил работу хореографом этого театра и постановкой балета “Лебединое озеро”.

 

Театр, построенный на месте церкви Санта-Мария делла Скала в 1778 году и вмещающий сейчас более двух тысяч зрителей, наверное, самый известный в мире. Узнать его историю можно в музее La Scala в левом крыле здания, а из музея стоит пройти в одну из лож главного зала, оказавшись в Ла Скала всего за 6 евро – по цене билета в музей. Там вы сможете увидеть шесть этажей позолоченных лож обшитых пурпурным бархатом, украшенные лепниной стены и потолки, хрусталь и мрамор, именитую сцену в тишине, в ожидании. А для того чтобы проникнуться театром стоит уделить его посещению отдельное внимание: послушать “Аиду” или “Кармен”, посмотреть “Щелкунчик” или “Жизель”, заранее выбрав дату и о всех формальностях, не забыв включая правильный дресс-код. А сейчас мы рассматривали здание Ла Скала на расстоянии, присев на лавочке у пямятника Леонардо Да Винчи, напротив, на Пьяцца алла Скала.

 

У нас не был в Милане целью шопинг, но не зайти в манящие витринами магазины этого города невозможно. И первое, что бросается в глаза, это то, что все они открыты в этот воскресный день. В Мюнхене, например, нечего было бы и думать о шопинге в воскресенье: даже специализированный аутлет Ingolstadt Village в воскресенье закрыт. А здесь толпы людей перетекают из магазина в магазин.

Тимофей, мой сын, очень хотел найти в Милане магазин Abercrombie & Fitch, вещи из которого любит носить который исследовал в Мюнхене, упросив купить пару новинок. На поиски ушло минут сорок, но не потраченных зря, а проведенных в погружении в ритм этого дня в городе стиля и мод, в созерцании его архитектурных красот: A&F оказался в паре кварталов от соборной площади. Снаружи и внутри все магазины бренда всегда стилизованы одинаково – найти оказалось несложно. Да и интернет помог. Но при таком же ассортименте цены миланского магазина заметно выше, чем в Мюнхене, минимум на десять процентов.

Заглянув еще в пару магазинов, мы закончили прогулку в одном из кафе на упомянутой мной Corso Vittorio EmanueleII. Многое можно понять о городе, сидя в кафе за чашкой кофе и просто наблюдая за прохожими, но пришло время двигаться дальше: впереди нас ждало озеро Комо.

Комо 

 

Расстояние от Милана до нашего отеля в городке Тремеццо, на западном беругу озера Комо, навигатор определил в 78 километров. Само озеро, по форме напоминающее первернутую букву «Y», начинается с одноименного города Комо, расположенного в пятидесяти километрах от Милана. Дорога до него займет не больше сорока минут, а оставшиеся двадцать восемь километров советую преодолевать не спеша: разглядывая архитектуру встречающихся городов, само озеро и окружающие его со всех сторон «мохнатые» альпы. Природа здесь поражает своей красотой.

Комо имеет протяженность в пятьдесят километров, в ширину доходит до четырех, а глубина его достигает 410 метров. Но эти цифры ничего вам не скажут, пока вы не увидите его своими глазами: оно не воспринимется бескрайним, прекрасно виден противоположный берег и многоцветие расположенных там поселений, а цвет воды изменяется в зависмости от погоды и времени дня, но всегда остается насыщенным, глубоким.

 

Район озера Комо, обжитый еще с доисторических времен, всегда играл важную роль как путь сообщения между регионами, и поэтому кто здесь только не оставил свой след: этруски, вытесненные позже галлами; сменившие галлов в 193 году до н.э. римляне превратили район озера Ларио (Lario – старое название Комо) в стратегический объект; германские лонгобарды после падения Римской Империи заняли эти места (отсюда и название региона Ломбардия); разбивший их франкский король Карл Великий уступил регион после 10-летней войны миланцам, которые пали пред Красной бородой (германским императором Фридрихом Барбароссой); испанский король Карл V на двести лет установил в Ломбардии владычество Испании, но после его сменили австрийцы; в конце XXVIII века Наполеон провозгласил в этих местах Цезальпийскую республику, упраздненную вскоре Александром Суворовым; и лишь в 1859 году после долгой войны Джузеппе Гарибальди освободил город Комо от австрийцев и озеро стало частью свободной Италии.

 

Во времена господства лонгобардов по приказу королевы Теодолинды была восстановлена дорога, построенная еще при Юлии Цезаре. Она до сих пор носит имя "Regina". И на ней стоит Grand Hotel Tremezzo (Via Regina,8), куда мы держали путь.

 

Тремеццо – маленький городок с населением в тысячу триста человек, популярный сегодня курорт, знаменитый своими роскошными виллами, расположившийся напротив полуострова Белладжио. Самая известная из вилл, упоминаемая во всех статьях о Тремеццо, – Карлотта. Она была построена для миланского маркиза Джорджио Клеричи в 1690-м году, а позже, в 1843 году, прусская принцесса Марианна передала виллу своей дочери Шарлотте, герцогине Саксен-Мейнинген в качестве свадебного подарка.

Все эти годы в убранстве виллы и в окружающем ее ботаническом саду что-то дополнялось и достраивалось. На площади имения свыше семидесяти тысяч квадратных метров - красивейший парк, скульптуры работы Антонио Кановы, затерянные в пышной растительности, лестницы, фонтаны, часовая башня. С 1926 года вилла находится в собственности государства и туристы могут свободно наслаждаться ее красотой и проводить время в саду. Лучшее время для посещения виллы Карлотте – весна, когда цветут азалии, коих тут 150 видов, и рододендроны, но и в другое время здесь есть чем восхититься. Еще две известные в Тремеццо виллы можно посмотреть только снаружи или посетить по приглашению сегодняшних владельцев: Вилла Ла Куэйт, Вилла ла Карлия – найти их не сложно.

Наш Гранд Отель 

 

В Тремеццо нас ждал отель из названия которого сразу можно понять статус, назначение и место - Grand Hotel Tremezzo. Это, несомненно, лучший отель в городе и один из самых красивых отелей класса люкс на озере Комо, стоящий в одном ряду с Villa Serbelloni в Балладжио и Villa d’Este в Черноббио.

 

Построенный в 1910 году в стиле либерти (одно из названий «стиля модерн») отель, сохранивший очарование Прекрасной Эпохи в каждой детали, окрашенный в пастельные солнечно-желтые и закатно-оранжевые тона (цвет козырьков от дождя и зноя) точно займет свое место в вашем банке воспоминаний.

Альпы, окружающие озеро Комо со всех сторон, служат ему заслоном от северных ветров, и поэтому температура в сезон не опускается здесь ниже 24 градусов по цельсию, но за Альпы же вечерами цепляются облака усиливая приходящие сумерки. И пусть простят меня многочиленные желто-песочные здания на побережьях Комо, но солнечный цвет отеля, в котором тебя ждут, – самый теплый, когда вечером ты подъезжаешь к его дверям. Ощущение ожидающего тебя уюта усиливает подсветка здания и плавающего в водах озера бассейна, легкая музыка, доносящаяся с открытых веранд ресторанов, и шелест обволакивающей вход зелени.

 

Всего в Гранд Отеле Тремеццо 94 номера с видом на озеро или сад, президентские и королевские апартаменты, восемь сьютов-пентхаусов с огромными террасами и джакузи, появившиеся после реконструкции под руководством итальянского дизайнера Венелло Крамера, в год столетнего юбилея. Их все можно объединить в пентхаус с восьмью спальнями. Также есть несколько номеров в старинной вилле XVIII века «Эмилия» (соседнее здание), предназначенных для новобрачных. Нам выдали ключи от номера на четвертом этаже с балконом, на котором разрешено курить. Небольшой, но продуманный в деталях номер с потрясающим видом на озеро, противоположный берег и манящий огнями город Белладжио, на основной из трех бассейнов отеля («погруженный» в озеро, и имеющий свой пляж).

Номер на трех человек (две кровати – двуспальная и односпальная) был оформлен в тех же солнечных цветах, но с добавлением красного, обставлен тщательно подобранной антикварной и современной мебелью ровно в той пропорции, чтобы они, дополняя друга, создали уют и чувство умиротворяющей гармонии. Не стоит и говорить, что здесь было все необходимое: от халатов и тапочек - до сейфа и мини-бара.

На журнальном столике нас ожидало преветственное письмо от управляющего отелем, шампанское и безалкогольные напитки для сына, фрукты, пирожные.

За время пребывания в отеле я поймал себя на мысли, что в оформлении здания и территории нет ни одного цвета, который бы вызывал раздражение или не вписывался в общий стиль. Даже выложенный для детей в лобби отеля марамелад и тот был со вкусом подобран по цвету. На специальном столе в больших вазах была его целая палитра вкусных цветов, и в любой момент дети могли брать сладости без ограничений. Не ограничивали себя и взрослые, практически погружаясь в dolce vita. Продолжение... 


Федор С.Головенченко

найти

Grand Hotel Tremezzo

Via Regina,8 - 22016 Tremezzo
Lago di como - Italy
+39 0344 4291
info@grandhoteltremezzo.com
www.grandhoteltremezzo.com