Утро

 

Окна нашего номера в отеле Pazaislis Park Hotel выходят во двор, и пробуждаемся мы от пения птиц, а не только от звука сработавшего будильника.

Наш сегодняшний маршрут Каунас-Варшава. Хоть расстояние и небольшое, всего 400 киллометров, но дорога проходит по многим населенным пунктам и не позволяет держать высокую скорость. Поэтому часа четыре, а то и все пять нам ехать, а еще хочется все же прогуляться по старому городу Каунаса и поэтому без промедлений спускаемся к уже накрытому завтраку.

 

Завтрак входит в стоимость номера и включает в себя тарелку холодных закусок, горячее блюдо на выбор из специального меню завтрака (я обычно беру жареные блинчики с бананом - вкусно!), сок и любой вид кофе без ограничений. На открытой веранде ресторана можно курить, и, расположившись там в кожаном кресле с чашкой капуччино, завершаю завтрак, любуясь видом на небольшой парк отеля под лучами нежаркого солнца. Конец июля, и погода в Литве на 4 градуса выше, чем была вчера в Москве. Очень комфортно, 22-23 градуса.

Сверяясь с картой города, забиваю пока в мотонавигатор Garmin Zumo 350 название улицы в старом Каунасе и, выбрав наиболее короткий по киллометражу маршрут, подтверждаю кнопкой «Старт».

Почему в мотонавигатор, когда в Volkswagen Multivan есть навигационная система? По трем причинам: во-первых, я привык к нему за время нашей поездки на мотоциклах в Рим в июне, во-вторых, не успел купить перед выездом диск с картами для навигационной системы Volkswagen, в третьих, фигура мотоциклиста двигающегося по карте в Garmin навевает воспоминания о мотопутешествии по этим же (пока!) дорогам.

 

Прогулка

 

После завтрака грузим вещи в автомобиль. Расплачиваюсь на ресепшн отеля, с удовольствием обнаруживая для себя, что ночь в хорошем номере на троих, вчерашний ужин и сегодняшний завтрак обошлись нам всего в 129 евро, не считая чаевых. И мы выезжаем в центр Каунаса.

 

На карте Каунаса я выбрал улицу рядом с самым главным строение старого города,  “Белой лебедью” Каунаса - городской Ратушей, и навигатор привел нас на Ратушную площадь, где мы решили оставить машину и пройтись пешком. Найдя свободное место рядом с небольшой площадью, которая фактически и есть самое сердце старого Каунаса, справа от Ратуши, мы припарковали машину на платной стоянке. За неимением местной валюты, а паркомат не настроен на оплату какими-либо картами, кроме местных парковочных или наличных лат, пришлось оставить машину без чека об оплате под ветровым стеклом.

 

Вокруг площади - несколько памятников средневековой архитектуры: собор Петра и Павла - крупнейший храм Каунаса и единственный готический кафедральный собор Литвы. Собор известен пышным внутренним убранством и фресками в стиле барокко, огромным и красивым органом, чудодейственным ликом Страдающей Божией Матери, эта старинная икона способна излечивать многие болезни.

городская Ратуша

Каунаса

Строительство “Белой лебеди” началось в 16 веке и продолжалось несколько столетий. Архитектура вобрала в себя элементы от готики и ренессанса до барокко и классицизма. В разное время здесь размещались залы суда и магистрата, канцелярия бургомистра, в подвале находилась тюрьма. В 19 веке в Ратуше останавливались российские правители, посещавшие свои западные владения. Сейчас в подвальных помещениях находится Музей керамики, где особо ценный экспонат - флюгер, украшавший крышу в 18 веке.
 

Посетив собор, мы решили пройти по пешеходной улице дальше от площади, заглядывая в сувенирные магазины и рассматривая архитектуру города. Основные сувениры Каунаса – это всевозможные поделки с янтарем, льняные изделия для дома и повседневной носки и местная настойка “999” в разных вариациях.

При том что было уже 11 часов утра четверга, питейно-едальные места города только начинали просыпаться. Кафе и рестораны старого города скорее рассчитаны на туристов или завсегдатаев, чем на удовлетворение потребностей деловой части населения и поэтому не стремятся быть открытыми к “завтраку по дороге на работу”.

Возможно, в районе аллеи Лайсвес (аллея Свободы), современной центральной улицы Каунаса, все обстоит иначе и начиная с 8 утра уже кипит жизнь, но мы предпочли насладиться атмосферой старины. В следующий раз можно будет заехать и туда. Там, говорят, есть что посмотреть: величественная и прекрасная церковь Святого Архангела

Михаила, византийская базилика, которая изначально была православным храмом. Там же расположен Музыкальный театр, построенный по инициативе Петра Столыпина, названная «визитной карточкой» Каунаса гостиница «Метрополь» XIX века, много магазинов и кафе.

 

Но мы и здесь нашли прекрасное уличное кафе с вкусным кофе и не менее вкусным местным пивом. Точно не помню, сколько нам стоил этот перерыв в прогулке, но по указанной мной выше цене отеля вы сможете, думаю, догадаться, что за два кофе, пиво, бокал вина и напиток для ребенка мы вряд ли отдали больше 5-6 евро. Пора было двигаться вперед, чтобы провести полноценный вечер в Варшаве, и мы направились в сторону парковки нашего Multivan.

иезуитский костел

Святого Франциска Ксаверия

Когда Папа Римский ликвидировал этот орден иезуитов, костел передали францисканцам, а потом Русской Православной церкви, которая переименовала его в Кафедральный собор Александра Невского, но после Первой мировой войны иезуиты вернулись в Литву из Германии и возвратили себе храм, а монастырские помещения сделали гимназией. Уже в Совестком Союзе здание перепрофилировали под ПТУ, а в 1992 году освятили снова.

 

Мир авто

 

Подойдя к машине, я обнаружил под дворником квитанцию штрафа за неоплаченную парковку, без указания суммы. Попытка найти служащего, который ее туда положил, в окресностях Ратушной площади не увенчалась успехом. По-литовски я не читаю, а перевода на английский язык в кватанции не было. Благо, сидящая на лавочке пара местных жителей объяснила мне, где на квитанции указан адрес места, куда можно подъехать и обсудить вопрос оплаты. Наш Garmin Zumo 350 любезно показал мне, что находится это место буквально в паре кварталов и проложил наиболее удобный маршрут.

 

Пока я совершал все эти действия, на площадь выехала колонна красивейших ретро автомобилей. Мы насчитали около 40 машин. Чистейшие отполированные кузова Chevrolet Impala и Ford Mustang 60-х годов, Cadillac Silverado, Packard 626 и Packard Carribien, даже наш Москвич 412 и многих других ярко сверкали не в самую солнечную погоду. Сделав колонной несколько кругов почета, все они выстроились на площади, где сразу стали объектами внимания туристов и фотографов.

 

Рассмотрев все автомобили и сделав несколько фотографий, мы, следуя указаниям нашего навигатора, двинулись в сторону, как я тогда думал, полицейского участка. Но приехав по указанному адресу, никакого участка полиции я не нашел, а нашел скромного вида дверь, за которой расположилась конторка из 3 человек. Уточнив, туда ли я попал, и предъявив штрафную квитанцию, я выяснил, что теперь у меня есть два варианта: либо оплатить штраф за парковку в 25 евро, либо купить парковочную карту на 60 Lt (литовских лит), что по курсу получится 15-17 евро. Конечно, я выбрал второе. Теперь являюсь обладателем парковочной карты города Каунаса на 60 Lt. Пригодится.

 

Узнав для себя много нового о парковках в Литве и забив в навигатор новый адрес, мы двинулись в сторону Варшавы.

 

Дорога

 

Большая часть дороги проходит по населенным пунктам, где введено ограничение скорости в 50 км/час. Но между ними разрешенная скорость 110 км/час, а на некоторых участках и 130 км/час. Не могу сказать точно, работает ли здесь правило, что превышение скорости в пределах 20 км/час может наказываться не штрафом, а только предупреждением, но при указанных ограничениях я держал скорость в вилке от разрешенной до +18-20 км/час. В отличие от остальной Европы, по крайней мере, по моему опыту польские полицейские устраивают “засады”, как и наши, и спрятавшись в кустах на обочине дороги, стараются выявить нарушителя. Приятно отметить, что взаимовыручка водителей здесь работает не хуже, чем на дорогах России: встречные машины тебе всегда предупредят морганием «дальним светом» о том, что впереди “засада”. Стоит сказать, что за все время летних путешествий общался я с полицейским на дороге только один раз: в Польше, уже на пути домой, нарвавшись на такую “засаду”.

 

Чем ближе к Европе, тем чище тебе кажутся пейзажи: ухоженнее поля, ровнее дороги, красивее дома, спокойнее люди. Очень странное ощущение от того, что о твоем комфорте кто-то подумал больше, чем, может быть, от него требовалось. Ощущение такое, что ты как человек тут важнее всего остального, что не ты должен государству, а оно создано для того, чтобы сделать

твою жизнь проще и лучше, а от тебя требуется только жить по принятым обществом законам среди таких же, как ты, граждан.

Может быть, я чрезмерно идеализирую, и в каждом государстве есть свои проблемы, свои конфронтации граждан с властью, да уверен, что есть, вопрос только в масштабе разногласий и направлености недовольств. Но здесь и сейчас я рассуждаю как потребитель результата и могу сказать, что чувствую разницу “у них” и «у нас».

 

Для примера скажу, что каждый раз, возвращаясь домой, уже после границы с Евросоюзом, начиная с Белоруссии, я не могу сразу вспомнить, что на заправке никто не нальет мне бензина в бак, пока я не произведу оплату или не оставлю что-то в залог (деньги, карту): боятся, наверное, что сбегу, налив себе полный бак, а на камеры денег жалко. Здесь же, в Европе, я вначале заправлю машину нужным количеством топлива, отгоню ее на парковку, чтобы не мешать следующему в очереди, а потом только пройду оплачивать, по дороге к кассе купив еще все, что мне может понадобиться в пути. И ведь никто не думает обо мне как о петенциальном безниновом воре, которому только дай слабину.

Может быть, это мелочи, но именно из них складываются те ощущения, о которых я говорил выше, и дальняя дорога - хорошее место, чтобы поразмышлять об этом и сделать выводы.

 

В размышлениях, в общении с женой и сыном, пролетели мы сотни киллометров и вот уже добрались до окресностей Варшавы. По дороге сделали всего две остановки: на перекур с кофе и заправку машины.

 

Не подумайте, что Volkswagen Multivan «ест» столько, что его нужно заправлять каждые 200 – 250 км. Просто мы останавляваемся на заправках, потому что на них есть вся необходимая инфраструктура: магазин, туалет, кафе или ресторан. А во время июньского райда на мотоциклах меня научили хорошему правилу: заправляйся каждый раз, как остановился на заправке, особенно когда дорога впереди тебе не знакома.

Multivan же «ест» положенные ему 11-12 литров дизеля на 100 км. Конечно в паспорте автомобиля указано, что он должен тратить 8 литров на сотню пути при движении по трассе, но в реалии получается несколько больше.

Уже потом, выведя на экран панели приборов данные сиюминутного расхода топлива и сверяя их с изменениями дорожной ситуации, я сделал вывод, что расход, указанный в паспорте, возможен, но только при движении в скоростном пределе в 120 км/час.


Варшава

 

Отель, который я выбрал в Варшаве, расположен в самом центре старого города, напротив Королевского дворца. Это небольшой бутик-отель, разместившийся в здании 16 века и обладающий очень оригинальным дизайном номеров. Приглянулся он мне расположением и наличием свободного трехместного номера на нужные нам даты. Ни один из отелей, где мы останавливались ранее (Westin Warsaw, Radisson Blu Centrum Hotel), сейчас не смогли мне предложить совмещение этих двух запросов. А при том, что выбранный отель находится в категории 3-х звезд, в отличие от указанных, было приятно найти здесь достойный сервис и комфортабельные условия. 

 

Планировка здания, заданная еще в 16 веке, диктует конфигурацию номеров. Наш номер был полутораэтажным: ванная комната находилась почти на уровень ниже. Нужно было спускаться из спальни по небольшой лесенке в отдельное крыло. Но такие вещи придают дополнительный шарм, а учитывая, что каждый номер расписан только польскими художниками (все обои сделаны по их эскизам, с их рисунками), номера не повторяются, можно сказать, что отель уникален.

У нас был номер, называющийся Comics, поэтому стены были украшены картинками из комиксов в черно-белой гамме.

 

Отель Castel Inn расположен на Замковой площади в шаговой доступности от всех достопримечательностей, кафе и ресторанов в старом городе. Только нужно учитывать, что отель находится в пешеходной зоне и ближайшая парковка в 200 метрах от него. Не берите с собой много чемоданов.

 

Так мы нашли парковку по цене 15 евро за ночь и, забрав вещи из машины, двинулись к отелю. Двести метров, пройденных по брусчатой мостовой, 3-ий этаж без лифта - и вот он, наш Comics. Все, что было нам необходимо, в номере присутствовало: шампуни и гели для душа в ванной комнате, удобные кровати в ретростиле, скрипучий антикравный платяной шкаф. Мы разложили вещи, отдохнули с дороги и двинулись гулять по старой Варшаве, желая застать город в солнечных лучах. В Варшаву мы приехали в районе 6 вечера, и солнце было еще достаточно высоко.

 

Старый город.

 

Надо отметить, что немногие знают, что старый город Варшавы на самом деле не такой уж и старый. По приказу Гитлера в 1944 году Варшаву практически сровняли с землей. Были взорваны все исторические здания, а от Королевского дворца осталась одна арка. После окончания войны старый город отстроили заново. Строили долго. Королевксий дворец был полностью воссоздан только в 70-х годах ХХ века. Не обращайте внимание на то, что фасад дворца выглядит довольно скромно, зато интерьеры редкого стиля раннего барокко роскошны.

 

Рядом с Королевским дворцом на Замковой площади возвышается колонна,  посвященная королю Сигизмунду. Пройдя от нее в глубь старого города, вы попадете на другую площадь – Рынок. Здесь, на четырехугольной площади, полно уличных музыкантов и художников, масса сувенирных лавочек, небольших галерей, множество ресторанов и кафе. Понять, что вы попали именно на эту площадь несложно: одно из самых красивых зданий  - Дом подо львом, который часто изображают на открытках Варшавы, и скульптура Русалочки как настоящий символ Варшавы, находятся здесь. Русалочка была установлена в 1855 году по инициативе короля Владислава VI и является одним из старейших монументов в городе.

 

Вообще старый город Варшавы относительно небольшой. Обойти его можно за пару часов, что мы и сделали, а перед ужином решили зайти в Molly Malone’s Irish Pub выпить свежего Guinnes. Пройти мимо него сложно: в качестве рекламы вдоль летней веранды паба прогуливается седовласый старец в национальным ирландском одеянии.

Что еще посмотреть

в Варшаве?!

Живописный сад, разбитый на крыше Варшавской библиотеки, который находится в 5 -7 минутах ходьбы от Рыночной площади. Хорошо пройти по Королевскому тракту до Лазенковского парка. и по дороге посмотреть Дворец Радзивиллов, где юный Шопен давал свой первый концерт. Стоит увидеть Варшавский университет и памятник Адаму Мицкевичу, за спиной которого находится Костел босых кармелитов Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Йозефа, а справа от него - резиденция президента Польши.

 

После паба в поисках ресторана для ужина мы еще раз прошлись по центру старого города и выбрали уютное место с хорошей летней верандой. Оказываясь в новом городе, в новой стране, каждый раз хочешь пробовать что-то из национальной кухни, и мы заказали на ужин “Kaczka z jabłkami” (печеная утка с яблоками) и “pierogi” (вареники) с мясом и кислой капустой.

Вообще такие вареники бывают с разными начинками: грибами, картошкой, мясом, кислой капустой - и разнятся по способу приготовления – вареные или жареные. Из других национальных польских блюд стоит попробовать бигос (кушанье из смеси квашеной и свежей капусты, тушенной с луком, лавровым листом, грибами и несколькими видами мяся), фляки (блюдо из рубцов), ракушки из колбасы с зеленым горошком, борщ свекольный с ушками (вид пельменей с начинкой из мяса и грибов), осцыпек (специфический польский сыр, приготовленный горцами домашним способом из овечьего молока), чернину из потрохов с клецками и сухофруктами.

 

Мы расположились на веранде, где оказалось не так тепло, как я думал, выходя из отеля, и подогретое вино с добавлением меда и приправ прекрасно согрело дополнило трапезу. Причем сначала я попробовал подогретое пиво с добавлением трав и кореньев – это интересно, но согревает не сильно, поэтому дальше мы перешли на вино.

Нам принесли пледы. Хороший ужин стоил нам около 260 польских злотых (около 65 евро), а посещение Molly Malone’s Pub перед ним в 29,24 евро (соответственно где-то в 118-120 злотых).

 

На обратном пути к отелю мы опять вышли на рыночную площадь. Несмотря на то, что время на часах подходило к двенадцати, жизнь здесь била ключом. В ресторанах было полно посетителей, играла живая музыка, и даже ряды уличных художников уменьшились, но не исчезли. Красивая подсветка домов, рестораны с установленными газовыми обогревателями на верандах, снующие туда-сюда официанты радовали глаз. Большинство ресторанов на рыночной площади круглогодичные, а летом их веранды вынесены почти в центр площади и сгруппированы все одна к другой, поэтому официантам приходится все время перебегать от кухни ресторана в заднии к веранде на площади, лавируя в потоке прогуливающихся туристов. Так создается ощущение, что ночная площадь в постоянном движении.

 

Захотелось продлить хороший вечер и послушать живую музыку. Мы выбрали одну из таких веранд. Нашли свободный столик рядом с обогревателем. Есть уже не хотелось, и мы ограничились заказом напитков, кофе и легкого десерта. На принесенном с собой синтезаторе музыкант играл мелодии советского кино, это при том, что все связанное с Советским Союзом в Польше осуждается, а символка СССР и вовсе запрещена вплоть до уголовного преследования. Музыкант играл хорошо, чем постоянно заслуживал апплодисменты наши и других гостей. Проведя так еще полчаса и отблагодарив музыканта небольшой суммой, мы все же решили направиться в отель. Утром нас ждала дорога в Берлин. Мы провели в Варшаве всего один вечер, одну ночь и одно утро, но по наполненности впечатлениями это время может сравниться с неделей целенаправленного отдыха.


Castle Inn

ul.Świętojańska 2, Sródmiescie

Warszawa, 00-288

+48 22 425 01 00

castleinn@castleinn.pl

Стоимость трехместного номера: 113,64

Предыдущее / Продолжение

Федор С.Головечненко

Что еще посмотреть

в Варшаве?!

У королевских садов Лазенковского парка находится замок Уяздовский: а от него открывается отличный вид на Королевский канал. В Лазенковском парке есть бывшая летняя королевская резиденция, построенная в 1784–95 гг. – знаменитый Дворец на воде. От парка стоит доехать до «Малого Версаля», дворца Вилянув, который должен был напоминать любимой жене короля Яна III Собеского ее родную Францию. Увидеть достопримечательности Варшавы с высоты птичьего полета можно со смотровой площадки Дворца культуры и науки. Эта сталинская высотка, уходящая вверх на 234 метра, была подарена Варшаве в 1955 году Советским союзом. Она и по сей день является самым высоким зданием в Польше.