В советские времена поступил в авиационное училище, но по здоровью не прошел и окончил инженерно- авиационное, служил офицером, но, к сожалению, на земле. И все, что связано с полетом, всегда вызывает огромный интерес. Вот и в этот раз, как только получил предложение протестировать авиатренажер, согласился, не раздумывая!

И еще отступление. При коротком знакомстве с директором, Юшкиным Евгением Александровичем, я понял, что он точно такой же фанат-любитель авиации, реализующий свою мечту вот таким странным образом, очень для него не дешевым.


Конечно, мне не приходилось реально управлять самолетом такого класса, хотя несколько раз летал вторым пилотом (пассажиром) на маленьком одномоторном самолете («Як-52» и еще один иностранного производства, сейчас не вспомню марку), плюс сидел в кабине настоящих самолетов много раз, да и был небольшой опыт с авиатренажером старого образца еще в армии. Все это помогает чуть быстрей сориентироваться в кабине, но данный тренажер значительно более продвинутый, дает полную иллюзию настоящего полета. Тренажер позволяет включать любые погодные условия, выбирать любое время суток и различную местность. Как пояснил инструктор, многие пилоты просто заходят сюда, чтобы напомнить себе особенности захода на посадку на «забытые» или сложные полосы. Меня интересовал вопрос: могут ли такие игрушки привить профессионалу ложные навыки? И вместе с пилотом пришли к выводу, что к тренажеру нужно относиться как к хорошей игре-симулятору. Она не подменяет профессиональное обучение и не ставит задачу научить чему-либо (поведению в экстренной ситуации, например), а просто качественно копирует поведение самолета. Глупо жаловаться на симулятор компьютерных «стрелялок», что из-за него вы проиграли в биатлоне. А вот вспомнить, как учитывать поправку на ветер, он поможет. 

Ощущение реальности полета высокое, особенно когда смотришь на приборы. Конечно, картинка за стеклом могла бы быть более качественной. Видны стыки, не всегда все четко и даже пару раз что- то подвисало в компьютере, но в целом близко к пяти баллам из пяти. Я помню, в армии тренажер давал картинку с камеры, которая двигалась над макетом местности и повторяла движения самолета. Там было все реальней, но макет ограничен, да и технология значительно дороже, непрактичная, овчинка выделки не стоит.
Описание авиасимулятора

Кабина

Оснащена всеми необходимыми устройствами и оборудованием для полной имитации реального полета. На свое усмотрение можно выбрать либо ручное, либо автоматическое управление полетом. В месяц выполняется большое количество рейсов в большинство аэропортов мира, что дает прекрасную возможность выбрать удобные для вас дату и время полета. Но если вам все-таки не удалось выбрать нужную дату в расписании, то просто позвоните, и для вас забронируют специальное время.


Еще не сев в кабину, я попытался найти ответ на вопрос: почему кабина гражданского самолета, а не истребителя, например, или вертолета? Понял, что так получилось, но мой интерес при этом не пропал. Профессиональный летчик- инструктор провел в кабину «Боинга-737», очень доброжелательно объяснив по пути, что это самая распространенная серия самолетов «Боинг». В отличие от «Аэробусов», у американских самолетов есть целый ряд преимуществ: штурвал левого и правого пилота спарены (двигаются синхронно) и у инструктора есть возможность корректировать действия пилота. А в «Аэробусах» управление полностью электронное, и система работает по-другому, усредняет действия левого и правого пилота, что не прощает грубых ошибок. И еще подметил, что весь инструктаж занял максимум 10 минут, очень понятно и просто, но совсем без зазнайства, на равных. Все мы работаем за деньги, но когда работа приносит удовольствие... 

Я спросил свою жену, хотела бы она «полетать» за деньги. Получил уверенное «нет». Причин много, и деньги не первая. Все-таки сначала должно быть желание, а потом возможность. А я еще бы «полетал». При удобном случае, конечно. Но не так, чтоб отложить все дела и на последние деньги ринуться на Кутузовский. Тем более, я нигде не видел рекламы, а специально об этом думать... Возможно, с друзьями, в незаполненный выходной, ради новых ощущений позвонил бы, и, если не надо ждать, легко потратил бы и 5000, и даже 10 000 рублей, но так, чтобы жена не узнала.

Лично для меня было сложно отслеживать одновременно показания нескольких приборов и выдерживать заданные параметры. Например, нужно вовремя уменьшить тягу двигателей, следить за креном и тангажом, понимать, какой курс и высота, и еще успевать выпустить закрылки, шасси, и еще что-то, что без инструктора первый раз я точно не сделал бы. Но в этом и интерес. И нет ощущения невозможности. Все понятно на интуитивном уровне, требует только тренировки. Но я думаю, это больше заслуга «Боинга», чем симулятора. 

Описание авиасимулятора

Маршрут

Маршрут лучше согласовать с инструктором, так как условия взлета и посадки в каждом аэропорту свои. Для новичков лучше подойдет перелет из Домодедово в Шереметьево, а опытным пилотам можно совершить перелет из Непала в Альпы. Метеоусловия, время суток — все определяется, исходя из ваших пожеланий и опыта. Конечно, посадка самолета днем в ясную погоду и ночью под проливным дождем — это совершенно разные условия, требующие разных навыков и мастерства. Вам предложат различные условия полетов; в том числе имеется возможность моделирования нештатных ситуаций — таких, как отказ одного из двигателей, тормозных и других систем самолета.


Кабина настоящего «Боинга». Все детали настоящие, железные и, закрыв дверь, сразу ощущаешь себя пилотом самолета, стоящего на взлетной полосе. Мне предложили первый полет совершить над Нью-Йорком, пролететь над Гудзоном, и приземлиться в 20 милях на соседний аэродром. И снова все очень приближено к реальности. За стеклом красивая проекция, объемная — аэропорта и взлетной полосы. Работают двигатели, чуть дрожит корпус кабины, светятся различные лампочки и приборы, в наушниках голос диспетчера... Снимаем тормоз, обороты на взлетный максимум (все рассчитывается компьютером, и подсказки выводятся на соответствующих приборах), выпускаем закрылки и другую механизацию и наш самолет начинает движение по полосе. Конечно, инструктор успевает подсказывать, за чем нужно следить, легко привычными движениями с правого кресла включает еще несколько тумблеров, а я в это время как настоящий летчик беру штурвал на себя. В этот момент начинаешь забывать, что взрослый дядька просто играется в дорогую игрушку. Нет, ты — настоящий пилот большого самолета, за спиной полно пассажиров, а ты во что бы то ни стало должен теперь обязательно их доставить в пункт назначения. И снова все ощущения очень реальны. На тебя действует перегрузка, кабина отрабатывает все крены вслед за штурвалом, приборы попискивают, указывают по-английски на ошибки и предельные параметры, а компьютер максимально старается все исправить. Ну и, конечно, инструктор очень корректно подсказывает и помогает убрать шасси, закрылки, оттреммировать рули высоты... Когда высота набрана достаточная, можно сконцентрироваться на маршруте.

Мы автопилот не включали, очевидно, что он без труда справится с простой задачей выдержать заданные параметры, а справлюсь ли я, начинающий пилот? И я старался. Не будем себя обманывать, без подсказки я бы еще долго искал пункт назначения, хотя все кажется очень легким. Этот полет я бы сравнил с первой поездкой на автомобиле начинающего водителя. Если автомобиль тронулся и едет по прямой, то кажется, что ты все освоил. Но стоит появиться препятствию... Так же и в самолете. После нескольких минут прямого полета и мысли «а ведь это несложно», команда «заходим на посадку» снова заставляет напрячься. Еще минут через 10, выдерживая необходимые параметры скорости, крена, тангажа, а также старательно целясь в глиссаду, мы смогли посадить самолет на полосу. Конечно, это невозможно сделать с первого раза одному, но и не остается чувства непреодолимого препятствия. Наоборот, сразу захотелось еще раз и теперь без помощи. Пока переключили полосу на горную местность Бразилии, я остался в кабине один, без инструктора. И практически мне удалось «угнать» самолет и самостоятельно взлететь (с учетом того, что все было запущено и приготовлено к взлету). Ура, получилось (радость на лице)! Но, увы, нам напомнили, что вместо 40 минут мы уже летаем больше часа и внизу выстроилась очередь. Мне было очень интересно увидеть, кто еще в моей целевой аудитории. Молодые люди, лет 25, парень и девушка. Парень, уточнив, что в день рождения ему дадут скидку и что ему верят на слово, довольный, поднялся с девушкой в кабину. И уже сверху дал четкие инструкции, с какой полосы он хочет взлететь и на какую полосу приземлиться в Шереметьево. Мне показалось, он это умеет делать не только на тренажере. А зачем ему отдавать 3–5 тысяч рублей за игрушку на час — может объяснить только тот, кто хоть раз мечтал «парить как птица».
Описание авиасимулятора

Пилот-инструктор

На всем протяжении полета рядом с вами будет находиться пилот—инструктор. На всех этапах вы сможете получить интересную информацию об устройстве кабины, правилах навигации, алгоритме работы «автопилота». Все инструкторы — это действующие пилоты, которым нравится посвящать свое личное время общению с людьми, желающими полетать на настоящем авиалайнере. Начиная со старта, вас будет сопровождать диспетчер управления воздушным движением, давая рекомендации коррекции высоты, скорости и курса, что позволит ощутить себя настоящим командиром воздушного судна.


По-моему, это отличная игрушка для детей. Помните ДОСААФ? Какая была пропаганда! И при очень неправильном строе, который должен был по всем статьям проигрывать капиталистам, вырастали лучшие конструкторы, пилоты, космонавты мира! Где наше правительство, культура, спорт? Арендуйте у таких энтузиастов тренажеры для маленьких любителей авиации, дайте пацанам ощутить себя пилотами и, может, лет через десять вы увидите результат. Но это отдельная большая тема. Лично я убежден, что это яркий пример роли малого бизнеса в образовании и пропаганде. Если найдется кто-то, кто мог бы взять на себя тяжеленный труд донести до наших чиновников такой проект, пробить программу для школьников, создать частно-государственное партнерство, я бы искренне и с охотой помогал бы и деньгами, и связями, и тратил личное время. Лучше летать на самолете и бредить небом, чем безжалостно расстреливать сегодня виртуальные фигурки, а завтра...

Любовь к небу — это когда ты провожаешь взглядом чайку, притормаживаешь у аэропорта, когда садится самолет, покупаешь вместо пива игрушечный вертолетик, не пропустишь ни одного фильма про авиаторов, и в самолете не надеваешь очки на глаза, а подолгу рассматриваешь горизонт в иллюминатор. Я нигде не видел статистики, но предполагаю, таких влюбленных в небо очень много, они могли бы составить большую партию или новую религию. И как только у человека появится возможность парить над землей, большая часть человечества тут же подпрыгнет. А пока этого нет, такие симуляторы дарят шанс хотя бы это представить.

Тестер: читатель Status&, Олег Бадера, генеральный директор комапнии Vessolink

Как забронировать полет:
позвонить по телефонам: + 7 (985) 306 99 20; + 7 (916) 210 90 71
время бронирования: ежедневно с 10 : 00 до 23 : 00
время работы тренажера: с 10 : 00 до 18 : 00 в будни
адрес: Кутузовский проспект, д. 12, TFT Instruments